Еще в начале века было доказано, что общий эффект деятельности группы в одном случае может быть значительно лучше любого индивидуального решения членов группы, но в другом случае значительно хуже (позднее этот эффект назвали «групповой деформацией» или «групповой глупостью»).
Чтобы не создавать такую групповую глупость, необходимо учиться организовывать групповое общение. И с первых шагов это надо делать профессионально.
Сколько некомпетентных руководителей вокруг! Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на своих сверстников — руководителей в школе, в кружке, во дворе. Они компетентны? И Вы думаете, что в политехническом или в университете их научат быть компетентными в общении? Нет. Обучаться надо сейчас. Жизнь не пишется на черновик.
Мы расскажем Вам об узловых моментах организации общения. Но прежде чем учиться создавать эти узловые моменты, необходимо иметь какую-то основу. Основу эту составляет ваше осознание цели, диагностика состояния аудитории и своего состояния.
Итак, цель собрания. В зависимости от цели собрания выбирается и тип, форма собрания. Исследователи различают 5 различных типов собраний, каждое из которых имеет собственную цель.
Собрание — информация. Цель его -дать группе требующую пояснений информацию.
Собрание — координация. Цель его — обеспечить согласование целей, критериев успеха и неудач, действий членов группы.
Собрание — дискуссия. Цель его — выработать общее мнение, согласие по спорной проблеме.
Собрание -принятие решения. Цель его -найти новые, пути решения в тупиковых ситуациях.
Собрание — доверительный разговор. Цель его — духовно-нравственное взаимодействие членов группы в познании себя.
Эта классификация условна, но безусловно требование к осознанию организатором общения целей собрания. Нечеткая постановка цели может вызвать нежелательный, даже противоположный эффект («бумеранг»). Четкая и точная постановка цели позволит организатору общения выбрать соответствующие формы и методы общения.