Этот вопрос был задан однажды на одной из лекций, посвященной культуре общения. Лектор прочитал вслух записку и предложил присутствующим (в зале сидели школьники старших классов) самим привести пример реального человека или литературного героя, которого можно назвать «коммуникабельным», т.е. способным легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
Поднялось сразу много рук. Одни называли своих товарищей, доказывая фактами их склонность к общению, к умению завести разговор и поддержать его. Другие, наоборот, приводили примеры некоммуникабельности и предлагали определять коммуникабельность как бы с помощью нахождения и описания противоположных черт характера.
Вспомнили анекдот о финском мальчике (по традиции финнов считают молчаливыми и сдержанными), который молчал целых шесть лет, так что его родители даже думали, что он будет немым. Но вот однажды отец взял сына с собой в лес, решив показать ему, как валят деревья. Мальчик, хотя и с интересом, молча наблюдал за умелыми действиями отца. Подрубил отец очередную мощную сосну, остановился, чтобы передохнуть. «Берегись! — громко закричал вдруг сын. — Назад!» Лесоруб отскочил. Тяжелый ствол грохнулся у самых его ног: не крикнул бы мальчик — случилось бы несчастье. Благодарно обнимая сына, отец спросил: «Что ж ты, сынок, раньше-то ни слова не говорил?» — «А незачем было!» — г. ответил тот.
Присутствующие посмеялись, потом сказали, что коммуникабельным следует называть человека, который легко вступает в общение с другими людьми. Но тут со своего места решительно поднялась несколько взволнованная школьница и уверенно сказала; «Я считаю одним из самых коммуникабельных людей Дерсу Узала».
В зале загудели недоуменно. Как могла прийти в голову мысль, что герой книги В. К. Арсеньева «Дерсу Узала», гольд (старое наименование нанайцев), охотник и собиратель женшеня, всю жизнь свою проведший в глухой тайге, практически не видящий людей, едва умеющий говорить по-русски, что этот самый Дерсу может быть коммуникабельным, да еще «самый»?!
«Почему Вы так считаете? — спросил лектор. — Поясните, пожалуйста». И школьница сказала, что Дерсу Узала прекрасно «читал тайгу» (т. е. следы животных и птиц), знал признаки изменений погоды и свойства всех растений, что он охотно общался с людьми, был добрым И доверчивым и что он был убежден в способности разговаривать всех живых существ, включая животных и даже растений, а поэтому и разговаривал с ними. «Вспомните, — сказала девушка, — как Дерсу Узала без всякой просьбы отправился на охоту, чтобы помочь недоверчивому и недоброму староверу, который считал, что у язычника Дерсу «не душа, а пар» и он не заслуживает уважения как азиат и нехристь.
- Вспомните, — продолжала девушка, — как Дерсу песней примирил ссорившихся солдат, как он называл словом «люди» даже дрова для костра и нисколько не уди вился, впервые услышав механическую запись своей речи на фонографе. — Девушка раскрыла книгу Арсеньева, которую, видимо, только что закончила читать, и процитировала: «Его, — он указал на фонограф, — говорит верно, ни одного слова пропускай нету».
- А кто из нас, сидящих здесь, — спросила школьница, окончив цитату, — может быть таким коммуникабельным, как старый гольд Дерсу?
Слушатели молчаливо согласились, а лектор остался очень доволен участием школьницы в обсуждении лекции. Жаль только, что он не успел тогда же объяснить присутствующим слова Арсеньева, следующие сразу же после прочитанного школьницей эпизода с фонографом. В. К. Арсеньев писал: «Дерсу оказался неисправимым анималистом: он очеловечил и фонограф!»
Анималист (от лат. анима! — животное, зверь) человек, который по незнанию, по ложному убеждению наделяет неживые предметы свойствами разумного живого существа. Правильнее было бы сказать, что Дерсу был не только анималистом, но и антропоморфистом (антропос — человек по-древнегречески), т.е. человеком, считающим, что вся природа (живая и неживая) обладает свойствами человека, умеет чувствовать, думать и даже по-своему общаться, разговаривать, сообщать о себе.
Быть коммуникабельным человеком в узком смысле — быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить. Коммуникабельных и охотно, инициативно вступающих в общение людей называют экстравертами. Некоммуникабельных — и н т р а в е р т а м и. Коммуникабельным в широком смысле этого слова можно назвать вообще отзывчивого человека, реагирующего активно на окружающий его мир, стремящегося к познанию и деятельности совместно с другими. Такие люди обычно любят не только говорить, но и читать, размышлять о прочитанном. Их коммуникабельность может быть шире обычной.