Общение – сложный процесс взаимодействия людей, поэтому использование речевых средств и особенности поведения людей в каждом конкретном случае во многом определяются видами и уровнями общения.
В науках (философии, социологии, культурологи и др. ) существуют разные классификации общения.
Лингвисты, в зависимости от различных признаков, выделяют следующие виды общения:
- бытовое – деловое (по видам деятельности);
- контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);
- устное-письменное (по форме языка);
- диалогическое – монологическое (по коммуникативной роли: “я – говорящий” — “ты -слушающий”);
- вербальное-невербальное (по знаковой системе, использованной при общении);
- информационное-не информационное (по цели);
- межличностное – публичное – массовое (по количеству участников).
Психологи говорят об уровнях общении, классифицируя его по степени общности коммуникантов, по целям и характеру. В зависимости от этого выделяют три уровня общения: формально-ролевой, манипулятивный и дружеский.
Каждый из трех уровней общения показывает, как воспринимается партнер: как равный, имеющий право на свою точку зрения, на речь, на участие в выработке совместного решения, или как объект, лишенный этих прав и вынужденный действовать только в соответствии с определенной ему ролью.
Вместе с тем, классификация на виды и уровни общения достаточно условна, т.к. в реальной жизни элементы разных видов и уровней общения могут так тесно сосуществовать, что их трудно отделить друг от друга.