А может ли компьютер просто «поболтать»? И на этот вопрос можно ответить утвердительно. Почти десять лет назад американская система «Элиза» продемонстрировала свое умение «поболтать» в духе плохой секретарши, которая не очень в курсе дел, но словоохотлива. Вот примерный фрагмент такой «болтовни»:
Пользователь. Хэлло! Говорит такой-то. У себя ли мистер Т.? Мне нужно срочно переговорить с ним по личному делу.
Элиза. Хэлло! Как поживаете, мистер И.?
Пользователь. Благодарю вас, нормально. Но я просил соединить меня с вашим шефом. Я тороплюсь.
Элиза. У вас была предварительная договоренность с шефом?
Пользователь. Я не нуждаюсь в предварительной договоренности. Мы знаем друг друга слишком давно. Соединяйте меня с ним.
Элиза. Позвольте мне навести необходимые справки, просмотреть записи.
Пользователь. Черт возьми!
Элиза. Будьте любезны оставить ваш телефон. Я позвоню вам через самое короткое время. Вы не успеете просмотреть даже утреннюю газету.
Пользователь. Это уже слишком! Вы — новенькая? Я сам позвоню вашему шефу и скажу все, что думаю по этому поводу.
Элиза. Благодарю вас. До свидания.
Система «Элиза» не предназначалась для реального делового общения: она была, как принято говорить, «игрушечной», имитирующей лишь наугад некоторые реплики, имеющиеся в наборе секретарши, в ответ на другие, в которых узнавались лишь некоторые («ключевые») слова. Но дело-то в том, что реальный пользователь был убежден, что разговаривал с живой плохой секретаршей…