В настоящее время ученые и конструкторы озабочены тем же, чем озабочен наш специалист по устному общению.
Во-первых, проектируются компьютеры, способные видеть (специальным компьютерным зрением) собеседника, его мимику, жесты. Ведь очень часто обыкновенный кивок и удовлетворенное выражение лица заменяют в общении соответствующую речевую реплику. Следовательно, если пользователям нужно именно такое средство общения, оно должно быть введено в программу машины.
Во-вторых, интонация иронии, неудовольствия, гнева — все это необходимые составляющие процесса естественного устного общения. Почему бы не научить машину понимать смысл таких интонаций?
Наконец, пользователь хочет видеть собеседника, а не экран. Поэтому ученые и конструкторы работают и над этой проблемой. В перспективе компьютеру можно будет заказать изображение лица. Компьютерная графика позволяет это сделать. Но изображение лица — еще не сам собеседник в его, так сказать, видеотелефонном изображении, а статика, к тому же еще и неартикулирующая.
Поэтому работают и над тем, чтобы речесинтезатор (который уже действует сегодня) совместить с таким изображением, которое имитировало бы артикуляцию произносимой речи. Если у компьютеров будет набор видео- и звукозаписи желательного пользователю лица, то он, компьютер, сможет в недалеком (лет через 20) будущем разговаривать с пользователем заказанным голосом, заказанными естественными интонациями с естественной мимикой имитированного собеседника.
Можно будет, кстати, произвольно менять таких «себеседников»: сегодня он явится в образе гроссмейстера с мировым именем (если программа будет шахматной), завтра — в виде форварда Беккен-бауэра (если программа будет касаться футбольного прогноза), послезавтра — точной копией ведущего телепередачу «Очевидное — невероятное»… Но уже сегодня монотонные дисплейные картинки и таблицы оживляются персонажами мультиков, которые и играют роль «себеседников» капризных пользователей.