Подведем некоторые итоги. Нынешняя техническая революция, называемая «постиндустриальной», «кибернетической», «информационной», является весьма радикальной не только во всем, что касается физического труда людей (вспомним роботов, заменяющих людей на автомобильных заводах Японии и Италии!), но и во многом, что мы привыкли считать трудом интеллектуальным.
Вспомним, что до недавнего времени шахматы считались и по праву считаются одной из самых сложных игр, требующих способностей к интуитивному, эвристическому мышлению. Но ныне шахматные программы компьютеров способны обыгрывать кандидатов в мастера, не говоря уже о второразрядниках и перворазрядниках. Это значит практически, что лишь один из 5000 играющих в шахматы (в среднем!) может надеяться получить шанс выигрыша у современного компьютера с шахматной программой. Не зря такие программы являются областью, называемой ныне «искусственным интеллектом». Невозможно сравнить такую машину с арифмометром, не так ли?
Если считать, что всякая работа, выполняемая человеком без применения видимых физических усилий, есть умственная работа, работа интеллекта, то уже давно (с арифмометра, например, или с кассового аппарата) машина может заменять человека и является, таким образом, интеллектуальной.
Но такое допущение неверно. Одним из главных признаков действительно умственного, интеллектуального труда является такой, при котором имеет место оценка ситуации, сличение ее с похожей в прежнем опыте, обнаружение нового признака и его оценка, поиск нового адекватного решения новой задачи и сличение результата с запланированным; если этот новый результат окажется существенно хуже запланированного и не отвечает поставленной цели, то нужен поиск нового решения или варианта прежнего, отвечающего цели.
Поэтому работа почтового оператора, который берет подряд конверты и ставит штемпель на марку, — это человеческая, но не интеллектуальная работа: здесь цель не изменяется, а достижение цели достигается одними и теми же (т.е. рутинными) операциями. Поэтому-то оказалось — ради освобождения человека от монотонного и утомительного труда — возможным заменить его автоматом, который сортирует письма («считывая» индекс) и ставит штамп на марках. Мало отличается от такого и труд «справочной девушки», сообщающей номера телефонов по данным фамилии и адреса абонента. Поэтому во многих странах место «справочных девушек» заменили несложные компьютеры.
Трудно назвать библиотечную работу неинтеллектуальной. Даже самая простая среди библиотечных специальностей требует умения читать название книги, заполнять библиотечный каталожный формуляр, ставить одинаковые шифры на книге и на формуляре, размещать книги и формуляры на полках и в каталожных ящиках, а затем, ориентируясь по шифрам и так называемым «предметным областям», уметь быстро и точно разыскивать нужную книгу.
Однако сегодня значительная часть стран мира перешла на автоматическую систему сортировки книг и их выдачи читателю. Читатель ныне может даже не выходить из дома, а, сидя за персональной ЭВМ, соединиться с любой библиотекой в любом городе любой страны (где, конечно, есть такая сеть и такие библиотеки), набрать название нужной ему книги или журнала и получить на эк-кране дисплея текст. На это уходят считанные минуты. Более того, можно регулировать скорость «прохождения страниц» по экрану, можно остановить любую страницу, чтобы перечитать ее. Наконец, можно коснуться пальцем экрана в нужных местах, отметив, например, абзац, после чего нажать клавишу «принт» и получить тут же четкий отпечаток страницы или ее фрагмента.
Все это означает, прежде всего, что компьютер должен уметь читать (при сортировке книги или при вызове названия статьи в журнале) и распределять поступления по «предметным областям». Далее, тексты переносятся на специальные «носители информации», с которых на экран дисплея и попадает нужный текст. Выходит, что умные системы, т.е. машины, уже заменяют человека в тех видах деятельности, которые мы называем интеллектуальными.
Сложные обучающие машины способны, например, обучить новичка пользоваться персональным компьютером: на дисплее можно видеть алгоритм необходимых действий и следовать такой инструкции. Если допущена ошибка, новичок видит сигнал ошибки и разъяснение ее.
Машина знает очень многое, если ее многому научили. Есть компьютер, заменяющий учителя-словесника при проверке диктантов: в специальное место надо вложить образец правильно написанного диктанта, затем поочередно вставлять в предназначенную для этого кассету тексты школьников. Машина будет сверять их тексты со своим эталоном, отмечать и исправлять ошибки и ставить оценки- по твердым нормам, которые вложены в ее программу.
Разве мы когда-нибудь говорили, что проверка диктантов — неумственная работа? Оказывается, такую работу можно доверить современному компьютеру. Только он не сможет ни завысить, ни занизить оценку «любимчику» или «нелюбимчику». Впрочем, это ведь и справедливо, не так ли? Так что название «искусственный интеллект» нынешние компьютеры носят не зря, а ведь мы рассказали только что не о самых сложных компьютерах. Если добавить к сказанному, что машина может рассказывать о том, что она делает, что делает пользователь, что нужно сделать, чтобы поставленная перед машиной цель была достигнута, — разве это не означает, что современный компьютер готов к общению? И что «диалог» с ней — это диалог без кавычек?